ВВЕДЕНИЕ
Выпуском модели Power-shot S90 фирма Canon возобновила модельный рад серии S - компактные аппараты для прогрессивных пользователей. Canon S90 оборудован стабилизированной оптикой с диафрагмой в пределах F/2.0-4.9, диапазоном зума 28-105 эквивалентных миллиметров, 10-мегапиксельной матрицей, дисплеем с разрешением 461 тысяча пикселей, возможностью съемки в RAW формате и полным списком ручных режимов. Изюминкой модели является диск (или кольцо, кому как удобно) на объективе, который может быть запрограммирован на управление разными параметрами.
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Сенсор: 10 Мп; разрешение 3648x2736 пикселей; 1/1.72 дюймов
- Оптика: 3.8-кратный оптический зум (фокусные расстояния - 28-105 эквивалентных мм), диафрагма - F/2.0-4.9
- Карта памяти: Носители формата SD/SDHC/MMC/MMCplus/HCMMCplus
- Дисплей: 3.0 дюйма, 461 тысяча пикселей
- Формат файлов: Фото - JPEG, RAW, RAW+JPEG; видео – MOV (стандарт сжатия - H.264), 640х480 пикселей при 30 кадрах/секунду, с записью звука
- Интерфейсы: mini-HDMI, совместный USB и AV-выход
- Габаритные размеры: 100x58x31 mm
- Позиционирование в линейке: PowerShot SX120 – PowerShot S90 – PowerShot G11
Я приветствую возвращение линейки S – последняя модель S80 была выпущена в 2005 году. Камеры серии S привычно сочетали в себе функциональность зеркалки с габаритами ультракомпакта.
Внешнее сходство Panasonic LX3 и Canon S90 очевидно, но я уверен, что любой представитель фирмы Canon будет отрицать присутствие какой-то связи. Canon S90 оборудован CCD-сенсором формата 1/1.7 дюйма с 10-мегапиксельным разрешением (именно такой же, как в PowerShot G11), большим 3-дюймовым дисплеем разрешения 460 тысяч пикселей и широкоугольной оптикой предельной диафрагмой F/2. Canon S90, как и Panasonic LX3, имеет полный список экспорежимов, корпус из металла (по большей части) и выдвижную вспышку, выдвигающуюся очень похожим образом – вверх из корпуса. Даже диск управления по ободу объектива имеется (однако, по сравнению с LX3 он несет иной функциональный смысл). Цена на S90 тоже достаточно высокая, обе эти топовые модели одни из самых дорогостоящих компактов на нынешнем рынке фототехники.
Но между LX3 и S90 имеются и существенные отличия. Во-первых, Canon S90 значительно легче, своего оппонента (195 грамм против 265), а размеры немного меньше (100х58х31 и 109х60х27 мм). Оптика совершенно разная – в LX3 широкий угол немного больше, но диапазон зума всего 2.5-крат (24-60 эквивалентных мм), в то время у S90 кратность составляет 3.8 (28-105 эквивалентных мм). Максимально открытая диафрагма в обоих объективах составляет F/2.0, но на другой границе диапазона у Panasonic LX3 она понижается всего лишь до F/2.8, в то время как у Canon S90 – до не столь впечатляющих F/4.9.
УПРАВЛЕНИЕ И ДИЗАЙН
S90 функционально приближен к флагману линейки PowerShot G11, но он намного компактнее, это действительно «карманная» камера, по сравнению с G11. Если оценивать эффектные дизайнерские решения, используемые в ультракомпактах линейки IXUS, то модель S90 смотрится скромно и даже строго. Форма камеры – идеальный параллелепипед с небольшими скругленными ребрами и углами. Никаких эффектных выступов, вставок. Корпус, по ощущениям, прочный, как я могу судить, нижняя и верхняя панели изготовлены из пластика.
Вложить весь список органов управления ручными экспозиционными режимами в маленькую камеру – задача непростая, однако разработчик Canon с этим хорошо справился. Первое впечатление после использования камеры потрясающее – настолько она нашпигована органами управления, к тому же программируемыми, да еще и нестандартными. Подумаешь, кнопки, рычажки, кольца и диски, сенсорные дисплеи – ну что необычного можно придумать в отношении эргономики? Тем не менее, разработчик умудряется изобретать что-то новое. Недавно я видел вращающийся вертикально расположенный цилиндр в модели Olympus E-P1, и теперь, рассматривая Canon PowerShot S90, обнаруживаю, что перфорированное кольцо на объективе – не просто декорация, оно может вращаться и является одним из основных органов управления.
Кольцо на объективе при повороте слегка, пощелкивает. Фиксированные промежуточные положения идут через 10 градусов, то есть, при полном повороте их 36 штук. Кольцо вращается циклически, без упора (но ограничение может быть смысловое, это отображается на дисплее). Положение кольца не абсолютное, иначе говоря, оно не связано с каким-то конкретным значением настраиваемого параметра. Поворот носит относительный характер, значение имеет лишь сдвиг относительно текущего положения, а не абсолютной позиции. В связи с этим маркировка на кольце отсутствует. Когда включаете камеру, значение параметра определяется программно самим аппаратом (не положением кольца, которое при включении неопределенное).
В зависимости от режима кольцо управляет отдельным параметром. При ручном режиме и в приоритете диафрагмы Аv оно отвечает за диафрагму, а в приоритете выдержки Tv за выдержку. В положении сюжетных программ функция кольца тоже непостоянна – чаще всего это установка фокусного расстояния, но в сюжете «Эффектов старины» оно определяет степень воздействия эффекта. В автоматическом режиме и программном автомате управляемым параметром является светочувствительность ISO.
Очень интересно то, что кольцо может программироваться, другими словами его можно переключать на один из небольшого списка параметров, в частности:
- STD – «стандартный» параметр, выбранный по умолчанию (в режиме Tv выдержка; в режиме Аv диафрагма).
- ISO – чувствительность в условных единицах. На дисплее появляется анимированный образ диска – поворачиваете кольцо, поворачивается изображение, видите значение ISO. Но в реализации имеется и странный нюанс. Виртуальный диск чувствительности, отображаемый на дисплее, имеет «упор». Если вы непрерывно и безостановочно вращаете, кольцо в одну из сторон, значение параметра доходит до максимального 3200 и останавливается на этом. Вращаете безостановочно в противоположную сторону –уменьшается до 80 единиц и далее устанавливается в автоматическое положение. Складывается впечатление, что вы можете вращать кольцо, даже не смотря на диск – в одну сторону ISO увеличивается, в другую – уменьшается, все отлично. Но в действительности все не так! Если даже параметр уперся в значение 3200, после небольшой паузы вы можете продолжить вращение в том же направлении, и ISO проскочит «граничную зону», и после максимального ISO 3200 вновь получаете минимальные 80, 100... и т.д. Так что поворачивать кольцо, не глядя на дисплей, не получится.
Функции, приведенные ниже, можно назначить на кольцо объектива:
- Tv – в ручном режиме, задание выдержки.
- «+/–» – ввод экспопоправки
- MF – управление ручной фокусировкой.
- WB+/–. На дисплее к этому разделу дано пояснение баланса белого, но подразумевается не переключение пресета баланса белого, а прецизионная подстройка (подробнее о ней, со всеми скриншотами, я расскажу немного позже, в разделе Функции и Меню). По моему мнению, это достаточно противоречивое решение. Логика разработчика ясна – в глобальном понимании варианты освещения меняются не слишком часто – либо пасмурно, либо солнечно, либо вы вошли в помещение с лампами накаливания. В соответствии с текущими условиями сьемки в меню можно изменить баланс белого. А вот ежеминутные аспекты могут меняться буквально от снимка к снимку – поэтому вам дается возможность оперативной подстройки ББ с помощью диска, при этом вы остаетесь в рамках одного пресета. Что ж, если подобная логика вам близка, и вы действительно будете подстраивать баланс белого почти перед каждым кадром – великолепно, эта камера даст исключительно удобную возможность ведения съемки. Однако как мне показалось точная подстройка ББ – хоть и полезная функция, однако достаточно специфическая, используется в основном редко, и большинство пользователей сочли бы более актуальной возможность оперативного переключения именно «грубого» пресета баланса белого – Облака, Солнце, Лампа накаливания... Хотя, в любом случае неясно, почему было не дать пользователю ОБЕ возможности, и не внести в список выполняемых кольцом параметров переключение пресетов, и точную настройку ББ?
ZOOM – пошаговый зум. Возможность настраивать фокусное расстояние (зум) на одно из 5 фиксированных положений – 28, 35, 50, 85 и 105 эквивалентных мм. Очень напоминает то, что происходит в объективах зеркальных камер (а также «незеркальных камер» и прочих компактов с возможностью сменны объектива), но трансфокация работает не плавно, а с крупными «шагами».
Да и еще, при использовании рычага зума фокусные расстояния тоже ступенчато изменяются, только приращения меньше (на всем диапазоне имеется десять фиксированных положений).
Программируемый диск на объективе – новая и очень интересная идея. Удобство его использования – мне показалось неоднозначным. Сам факт возникновения вспомогательного органа управления, который может сразу же изменять значение параметра без предварительного погружения в меню, не может не нравиться. Владельцы зеркальных камер, у которых пальцы левой руки привыкли крутить что-то на объективе, думаю, будут рады. Однако функция диска изменяется в зависимости от выбранного режима, и это достаточно сильно сбивает с толку. Еще досадно то, что среди списка доступных параметров отсутствует баланс белого.
Встроенная вспышка в Canon S90 открывается путем поднятия наподобие перископа в подводной лодке. Выдвижение осуществляется автоматически, при задании режима работы со вспышкой в меню. Если вы выберете вариант, подразумевающий использование вспышки – Принудительно включена, Авто, или же Медленная синхронизация – вспышка мгновенно приходит в рабочее положение, а если нажать «Выключение вспышки» – она в ту же секунду уберется в корпус. Причем фразу «в ту же секунду» стоит понимать буквально, другими словами даже если вы просто по кругу перебираете разделы меню, то встроенная вспышка тои дело скачет туда-обратно. По моему мнению, было бы логичней фиксировать определенное ее положение в момент нажатия подтверждения активного варианта - выхода из меню, однако почему-то реализация иная.
Когда вспышка в открытом положении, держать аппарат левой рукой не столь удобно. Во-первых, свободное пространство уменьшается (верхняя панель, на которой обычно лежит средний и указательный палец левой руки), остается место лишь для указательного пальца. Во-вторых, приходится не только куда-то пристроить средний палец, но еще и постараться, чтобы он не перекрыл вспышку.
Диск режимов «вдавлен» в корпус, поэтому даже двумя пальцами захватить его невозможно, а при повороте большим пальцем вращается он довольно туго. Перфорирование при этом очень слабое, так что, в общем, переключать режимы неудобно.
Рычаг управления трансфокатором мелковат, к тому же целенаправленно не выступает над корпусом, а совсем наоборот, располагается в углублении. Традиционно такая задумка используется для клавиши активации питания, чтобы ее случайно не нажать. Но тут-то иная история, рычажок зума, постоянно используется! Разумеется, таким он сделан ради зализанности корпуса, чтобы не поцарапать карман, но...
Ладно, перехожу к задней панели
Дисплей высокого разрешения, 461 тысяч пикселей – это в два раза больше, чем у средне-типовых компактов. Изображение на нем выглядит великолепно.
Под большой палец сделан упор, но он маловат, и не обеспечивает надежного удержания аппарата.
Клавиша с буквой S названа «кнопки доступа». Она перепрограммируемая, на нее можно назначить одну из 10 функций. По правую сторону от нее находится кнопка с уже привычной пиктограммой воспроизведения, которая переводит камеру в режим просмотра. Зажав эту кнопку, можно активировать питание камеры – с моментальным переходом непосредственно в режим просмотра, без трансфокации объектива.
Пиктограмма воспроизведения синего цвета – данный цвет ассоциируется с соответствующим режимом. Некоторые кнопки, функциональное назначение которых для режима съемки и просмотра отличается, помечены 2-я пиктограммами. В этом случае функция обозначенная синим цветом, соответствует режиму просмотра/воспроизведения.
4 клавиши навипада объединены в один единый диск, который может нажиматься в четырех соответственных направлениях. Вокруг него располагается перфорированное кольцо – это 2 поворотный орган управления Canon S90, кроме упомянутого выше кольца. Сама задумка впервые была замечена в зеркальных камерах, а сейчас фирма Canon широко использует кольцо управления в компактах, да и другие производители действуют также. В действительности же, удобство подобного кольца спорно, к тому же именно в S90 отрицательные нюансы кольца возникли в полной мере, а именно – оно слишком легко поворачивается, и параметр за которой оно отвечает, с легкостью может быть сбит. Делаю ударение на «СЛИШКОМ». Функциональность кольца изменяется в зависимости от активного режима, зачастую (к примеру, в самых часто применяемых, по моему мнению, режимах «А» и «Р»), оно отвечает за экспокоррекцию, так что если вы немного задели кольцо каким-либо пальцем, и не заметили этого – то уже ввели экспокоррекцию. В положении сюжетных программ кольцо переключает сюжет, и снова – непроизвольное изменение сюжета, к примеру, с Заката на Ночной Сюжет может кардинально сказаться на выводимом снимке. На практике, вся проблема заключается в том, что кольцо всегда активно, и при настолько легком вращении нестранно, что настройка сбивается очень легко. Данный минус без проблем мог бы быть устранен, хотя бы обновленной прошивкой – сделать так, чтобы сперва было нужно предварительное нажатие кнопки навипада «Вверх» (экспопоправка), и лишь тогда кольцо бы активировалось и могло изменять параметр. Однако, в сюжетных режимах такая реализация не получится, поскольку там и клавиша «Вверх» уже занята переключением функции кольца между вводом экспокоррекции и сменой сюжета... Короче говоря, разработчик, наполняя органы управления функциями, в какой-то мере перестарались, и простота, с которой сбиваются настройки, нечаянным поворотом кольца управления – основной минусов эргономики S90.
Вообще, клавиши задней панели почти не выступают над корпусом, и плохо ощущаются тактильно. А кнопки, расположенные на верхней панели Выключение питания (ON/OFF) и Функция кольца (RING FUNC) – хоть чуть отличаются по размеру, но однотипны, а на ощупь практически одинаковые, да еще и расположены рядом – догадываетесь, какие тут могут быть последствия?.. Я считаю, не лишним было бы пометить одну из них пупырышком, а другую бортиком... ну или как-нибудь по-другому.
Кнопка навипада «Вверх» предназначена для ввода экспокоррекции. Все сделано удобно – отображается живая гистограмма, значение поправки (в числовом формате и в виде шкалы). Если при этом активирована функция экспобрекетинга, то можно увидеть, что по шкале перемещается не один зеленый маркер, а синхронно все 3, они соответствуют экспозициям 3-х снимков в брекетинг-серии.
Кнопка навипада «Вправо» позволяет переключать режим работы вспышки. Перелистывание их, как я уже говорил, сопровождается открытием/закрытием вспышки. Стандартные режимы переключаются непосредственно на дисплее...
...а аспекты работы встроенной вспышки настраиваются в меню. Тут уже можно внести поправку мощности вспышки, задать синхронизацию по первой или второй шторке, и тому подобное.
Кнопка навипада «Влево» может управлять режимом фокусировки. Можно включить стандартный автофокус, ручную фокусировку, а также режим макросъемки.
В режиме ручного фокусирования центральная область изображения отображается в увеличенном масштабе, это облегчает процесс фокусировки. Справа выводится шкала расстояний. С помощью кольца управления (которое расположено вокруг клавиш навипада) фокусироваться очень удобно. В рассматриваемом случае чрезмерная легкость его вращения пошла на пользу, и, пожалуй, это самое удачное (или одно из них) применение кольца во всей эргономике камеры.
Кнопка навипада «Вниз» предназначена для установки таймера автоматического спуска затвора. «Пользовательская настройка» таймера производитель не стал выделять в отдельный вариант, по сути, она теперь является единственной. Вы можете задать количество снимков и время задержки. Графическое оформление очень симпатичное – часовой циферблат с секундной стрелкой. В еще одном варианте таймер автоматического спуска активируется в случае обнаружения в области кадра человеческого лица.
РЕЖИМЫ СЪЕМКИ
Стандартные режимы съемки изменяются поворотом диска. На нем всего 8 положений – Приоритет диафрагмы и выдержки Av/Tv, Ручной экспозиционный режим, Пользовательский режим, Автоматический режим для новичка - AUTO, Программный автомат, Сюжетные программы, Видеозапись и Высокая светочувствительность (по логике, это сюжетная программа; аппарат самостоятельно подбирает значение ISO в верхней границе диапазона; при необходимости вы можете использовать вспышку).
При съемке на монитор отображается много параметров съемки, в том числе и живая гистограмма. Если вы изменили значение какого-то параметра (кнопками, или через меню), то через несколько секунд его пиктограмма отобразится желтым цветом – предупреждая – «Внимание, это параметр был изменен».
Текущее значение кратности зума на дисплее не отображается. Оно появляется, лишь если достигло максимального значения 3.8х. Если вы используете цифровой зум, то соответствующее значение кратности (большее, чем 3.8х) выводятся голубым цветом.
При неполном нажатии кнопки спуска затвора рамка автофокуса зеленеет, если АФ сработал, или желтеет, если не удалось сфокусироваться. Указываются значения выдержки и диафрагмы (экспопара), а также чувствительность ISO (включая, определенное в автоматическом режиме). Аппарат может предупредить о возможном смазе изображения, если выдержка будет слишком длинной – моргание пиктограммы красного цвета в нижнем левом углу.
Когда вращением диска вы включаете какой-нибудь режим, по центру экрана на короткое время возникает подсказка о том, за какие именно параметры в данном режиме отвечают 2 поворотных органа управления – кольцо навипада и кольцо на объективе. В приведенном примере выбран режим приоритета диафрагмы, кольцо навипада управляет экспопоправкой, а кольцо объектива диафрагмой.
В приоритете выдержки кольцо объектива управляет, как уже можно было догадаться, выдержкой. При его повороте на дисплее появляется анимированное изображение, сегмент диска со значением активного параметра. Наглядно и удобно – поворачиваете кольцо, видите изменения параметра.
В ручном режиме кольца отвечают за выдержку и диафрагму, также, как это происходит в хороших зеркалках, имеющей 2 колеса управления. С правой стороны имеется вертикально расположенная шкала экспонометра, на которой ползунок инициирующий, насколько введенная вами экспозиция разнится с оптимальной, по мнению автоматики камеры.
Если клавиша S назначена на фиксирование экспозиции AEL, то нажав на нее, отобразится звездочка, а значение выдержки и диафрагмы будут показаны как в графическом виде (сдвоенная аналоговая шкала), так и численно. В этом случае кольцо управления может осуществлять программный сдвиг – одновременное изменение параметров экспопары с сохранением неизменной экспозиции. Если же вы нажмете кнопку навипада «Вверх», то кольцо управления переключится на ввод экспопоправки.
В авторежиме кольцо объектива управляет значением кратности зума – или, как правильнее сформулировано вспомогательной подсказкой на дисплее – позволяет устанавливать фокусное расстояние.
При перелистывании режимов, или же при выборе сюжетных программ, на дисплее появляется большая пиктограмма режима, а также небольшое пояснение по сути текущего режима.
Сюжетная программа «Эффект старины» в числе сюжетных программ PowerShot встречается впервые. Поворот кольца на объективе усиливает степень воздействия эффекта, по мере этого цвета будут блекнуть, и искажаться, вплоть до ЧБ изображения, а искусственно добавленный шум и контраст – усиливаться.
Режим видеозаписи смотрится немного неструктурированным – на сегодняшний момент даже компакты начального уровня, не говоря о топ-камерах, предлагают HD-съемку с 1080 и 720 строками (Full-HD 1920х1080). Тут же разрешение ограничивается 640х480 пикселями при 30 кадрах/секунду, с монофоническим звуком, записываемым через микрофон. Во время видеозаписи не работает оптическое зуммирование только цифровое. В общем, все скромно и в какой-то мере разочаровывающее. Хотя, если главным назначением фотокамеры вы считаете возможность получения высококачественных фотоснимков (и правильно делаете) – то такой минус можете посчитать несущественным.