По данным киноиндустриальной статистики до конца 2011 года будет выпущено 60 новых фильмов в формате 3D. При этом за год в США снимается, по грубой оценке, около 500 фильмов. Есть ли смысл рассуждать дальше? Добавим к этому Европу, Австралию, ближний и дальневосточный кинематограф, СНГ, в конце концов, и увидим: 3D — это дефицит!
Если анализировать ситуацию как следует, то стоит также учесть, что процентов пятьдесят сцен в современном 3D -кинематографе (а иногда и весь фильм целиком) создаются на этапе пост-продакшн. Многие планы и фактуры, снятые 3D -камерой, требуют отдельной отрисовки. Например, элементарный травяной газон — на съемках 3D его чаще всего покрывают зеленой тканью, затем — вставляют в кадр моделированную фактуру. То есть, отрывки, отдельные планы или области изображения подвергают обработке на компьютере в ручном, полуавтоматическом или полностью автоматическом режиме.
Эта необходимость породила уже целые области бизнеса и специализации — существуют специалисты в области съемки 3D, занимающиеся настройкой параллакса, видеоинженеры, работающие исключительно в области 3D-эмуляции, компьютерные фирмы, предлагающие программные продукты, заточенные под конвертацию и обработку 3D для профессионального (в первую очередь), а с недавних пор — и любительского применения.
Крупные компании-изготовители телевизоров уже включают режим 3D-эмуляции в меню своих изделий.
Не удивительно, что в таких условиях появление 2D-3D конверторов как нового класса устройств обработки видеосигнала в режиме реального времени было вполне предсказуемо.
Итак, знакомьтесь: 3D SPECTAT Gi-911 3D
Устройство собрано в небольшом глянцево-белом пластиковом корпусе, состоящем из загнутых по краям верхней и нижней плоскостей. На каждой из них имеется многочисленная вентиляционная перфорация, выполненная в виде расходящихся лучей. Забегая наперед, скажем, что аппарат в процессе работы ощутимо нагревается. Поэтому следует следить за тем, чтобы вентиляционные отверстия не оказались перекрыты в случае, например, применения мягкого покрытия плоскости, на которой прибор будет располагаться. На переднем торце имеется однострочный сегментный текстовый индикатор, выдающий сообщения о состоянии устройства зелеными светящимися символами:U-03: Настройка Viewpoint
d-12: Настройка глубины 3D
1П-2/1П: Номер порта HDMI
3D-L: Режим 3D Line-Line
3D-S: Режим 3D Side-Side 2D режим
2d-П: 2D режим
3D-А: Режим 3D Red-Cyan (для 2D контента)
3D-t: Режим 3D Red-Cyan (для 3D контента - Side by Side)
На заднем торце находятся органы коммутации: один разъем 3 мм Jeck для подключения выносного приемника ИК, предназначенного для обеспечения работы пульта при спрятанном устройстве; 3 разъема HDMI — 1 выход и 2 входа, что, несомненно, расширяет применимость устройства, способного также выступать в роли коммутатора при подключении к телевизору двух источников, скажем, Blu-Ray и медиатанка. Далее следует разъем для выносного сетевого блока питания, имеющего форм-фактор зарядного устройства к мобильному телефону.
Пульт ДУ выглядит вполне привлекательно — он выполнен в белых и светло-серых тонах, питание осуществляется от 3-вольтовой «таблетки», для подключения которой следует извлечь диэлектрический язычок. Органы управления сгруппированы в верхней части пульта. Интересно, что конструкция пульта ДУ демонстрирует тот редкий случай, когда инструкция по применению пульта напечатана на его поверхности, непосредственно под кнопками — очень удобно, по крайней мере, на первых порах. Естественно, что только при наличии пульта можно получить доступ к функциям устройства — органы управления на корпусе не предусмотрены.
Плотное расположение органов управления в верхней части рабочей плоскости пульта делает его более удобным и эргономичным. Кратная текстовая инструкция, напечатанная на рабочей плоскости, понадобится только на первое время.
Список функций, соответствующий кнопкам пульта дает исчерпывающее понимание всех возможностей аппарата.
В дополнение, следует сказать, что в комплекте также имеются очки Red-Cyan, в которых можно получить эффект 3D с 2D HD TV. Судя по всему, такой вариант просмотра не рассматривается изготовителем как приоритетный, поскольку сами очки, идущие в комплекте, сделаны из тонкого белого картона.
Тестирование
Для тестирования устройства, предоставленного компанией Galaxy Innovation, использовалась жидкокристаллическая панель 2011 года выпуска, предусматривающая просмотр 3D контента с очками, идущими в комплекте. Кроме того, в качестве источников сигнала использовался Blu-ray проигрыватель и медиаплеер с контентом различного качества, разрешения и типов компрессии, размещенным на жестком диске.Включение и коммутация аппарата не вызывают никаких проблем, они элементарны, хотя, путать входы и выходы все равно нежелательно.
В режиме 2D, который является, по сути, режимом коммутатора, аппарат ведет себя более чем адекватно: запаздывание на нажатие кнопки минимально, никакого ухудшения качества по сравнению с передачей сигнала напрямую не отмечено.
В начале теста была сделана попытка не переключать телевизор в режим 3D, а довольствоваться комплектными анаглифными очками Red-Cyan. Откровенно говоря, полученный результат был не лучшим, особенно, в цветопередаче и приспособления зрения к данному типу 3D-воспроизведения.
Поэтому было принято решение максимально подробно протестировать устройство именно с 3D-телевизором и его комплектными очками, в режиме 3D. Поскольку в данном тесте невозможно что-либо измерять, результаты его представлены в виде набора впечатлений:
- пожалуй, наилучшее впечатление производят сцены с несколькими предметами (людьми) в сравнительно небольшом помещении — малая глубина перспективы. В этом случае, достигается максимальная реалистичность и комфортность сцены;
- на динамичных сценах изображение несколько «мылит» — очевидно, сказывается невозможность просчета быстро меняющейся картинки;
- на глубоких перспективах проявляется неестественность, дающая «эффект рира» — небо или горизонт вдалеке как бы «приклеивается» к переднему плану, расстояние к далеким предметам не определимо;
- при контровом освещении у объектов периодически возникает белый контур, отвлекающий от картинки, «выбивающий» из реальности.
При этом наиболее приемлемыми были режимы SOFT и NORMAL. Регулировка глубины 3D оптимальна также на средних значениях, а регулировка направления к точке обзора неплохая, особенно, когда зритель один.
Просмотр контента более низкого качества и разрешения привел к выводу, что устройство тем более эффективно, чем более высокого качества картинку оно получает с источника. Это обстоятельство объясняется легко: для определения областей с различным параллаксом, процессор должен получить их четкие границы — чем четче, тем лучше. Но эта самая четкость, естественно, падает с уменьшением пиксельного разрешения, увеличением компрессии и снижением качества исходного сигнала.
Встроенный алгоритм преобразования простого изображения в 3D действует таким образом, что вырезанные по границам переходов четкости слои прорисовываются отдельно с учетом параллакса для левого и правого глаза.