The Chord Anthem 2
Едва ли не в каждом изделии британской The Chord Company есть изюминка. Межблочник Anthem 2, в основе которого лежит кабель коаксиальной экранированной конструкции относительно малого диаметра, облачен, как и многие другие образцы, в плотную нейлоновую сетку, однако она не касается самого кабеля — между внешней изоляцией и «рубашкой» по спирали навиты провода-прокладки чёрного и красного цветов, которые выполняют функцию демпфера. Сигнальные многожильные проводники из посеребрённой бескислородной меди изолированы фторопластом. Корпуса разъёмов RCA отличаются миниатюрностью и очень малым весом и целиком запаяны в термоусадочную трубку. Контакты (центральный — сплошной) покрыты серебром и обеспечивают очень плотную посадку на гнездо. Указано направление. Как особенность Anthem 2 отметим и его электрические характеристики — несмотря на относительно малый диаметр и наличие трех экранов, погонная емкость менее 50 пФ/м.
Эффект от включения Anthem 2 очень своеобразный — возникает желание проверить установки громкости на аудиосистеме, потому что с ним субъективно музыка звучит чуть тише и комфортнее. Этот кабель, безусловно, работает как фильтр, хотя и не вносит заметных перемен ни в динамику, ни в тональный рисунок. Ценой совсем незначительного уменьшения масштаба звуковой сцены он придаёт воспроизведению больше пластики и реализма. Наиболее важные нюансы выделяются. Средний регистр получается как будто чуть менее крикливым, а края слышимого диапазона, напротив, слегка выделяются. Микродинамический рисунок в басах и на высших частотах, похоже, несколько упрощаются, но на таком «фоне» гораздо чётче прорисовываются наиболее важные гармонические оттенки.
Real Cable Topaze
Этот солидный и внушительный кабель из серии Master Range находится на вершине модельного ряда интерконнектов французской фирмы Real Cable. Под толстой защитной оболочкой у Topaze имеются, согласно описанию, три экрана, вибропоглощающий подслой и две сигнальных моножилы. Проводники изготовлены из серебра, причём не из обычного электротехнического, а из длиннокристаллического, высокой степени очистки (99,9999%). Изолятором служит фторопласт. На кабеле смонтированы очень крупные металлические разъёмы RCA с позолоченными цанговыми зажимами. Центральный контакт разрезной. Как видите, в плане качество/цена Topaz смотрится весьма презентабельно, ведь кабели, подобные по конструкции и составу материалов, предлагаемые именитыми аудиобрэндами, как правило, гораздо дороже. А вот по части электрических характеристик «француз» звёзд с неба не хватает — ёмкость в 164 пФ великовата для межблочника, относящегося к классу High End.
При сравнении с перемычкой сразу обращаешь внимание на среднюю полосу, а точнее, на её своеобразную трактовку: «голосистости» чуть меньше, а музыкальной информации — больше. Что интересно, при лучшей деталировке динамика воспроизведения не становится жёстче, а наоборот, смягчается. Сцена сохраняет точность фокусировки, глубину и стабильность, но при этом в ней проявляются микроскопические пространственные нюансы, отчего формируемая трёхмерная картинка воспринимается как ещё более полная и реалистичная. На краях частотного диапазона каких-либо качественных или количественных перемен нет. Полезный кабель для систем, в звучании которых нет недостатка эмоций, но слегка не хватает упорядоченности.
Neotech NEI-2001
Ещё один представитель группы, которую можно охарактеризовать как High End, но за вменяемые деньги. Тайваньский кабель заключён в пёструю нейлоновую оболочку, под которой имеется экран из металлизированного майлара и витая структура из семи трубок. Две из них являются проводниками — в них проходят сигнальные моножилы во фторопластовой изоляции. Материал проводников — чистое серебро. И в этом аспекте NEI-2001 проигрывает вышеописанному французскому конкуренту, где используется ещё более чистое длиннокристаллическое серебро, полученное методом непрерывного литья (у Neotech, впрочем, такие кабели тоже есть — это серия 100х). Зато у NEI-2001 разъёмы изготовлены из меди самого высокого качества UP-OCC (контакты позолочены). И погонная ёмкость почти втрое меньше. А последнее, как показывает практика, весьма важное преимущество.
Этот интерконнект по звучанию очень сложно отличить от перемычки. Он практически не вносит ничего от себя в музыкальную картину. Сцена абсолютно идентична эталонному воспроизведению, тональный рисунок такой же чистый, чёткий и внятный. В звучании даже нет характерной для серебряного кабеля строгой кристальной подкраски. И в средней, и в верхней полосе сохраняется абсолютный тембральный нейтралитет. То, что сигнал проходит именно через кабель, а не через перемычку, можно понять лишь по динамическим характеристикам. Тайваньский межблочник не делает звук громче или детальнее. Скажем так, он чуть нагнетает страсти: привносит некую заряженность при воспроизведении сильных динамических контрастов, искристость в передаче деталей. Но эффект настолько мал, что слепым сравнительным тестом не подтверждается.
Atlas Titan All CU
Titan all cu традиционной коаксиальной конструкции, но сам кабель обычным не назовешь, т.к. при его производстве применяются самые качественные современные материалы. Сигнальный проводник сделан из длиннокристаллической ультрачистой меди ОСС и заключён в изоляцию из микропористого фторопласта. Экранная оплётка также из бескислородной меди, под ней находится слой вспененного полиэтилена. Titan All CU обладает относительно невысокими внутренней ёмкостью и индуктивностью (соответственно, 61,14 пФ/м и 0,401 мкГн/м). Внешний защитный слой из серебристого полимера с синим отливом имеет стандартный диаметр и внешне ничем не примечательные металлические разъёмы, но как раз о них стоит сказать особо. И внешний кольцевой контакт, и центральный также изготовлены из длиннокристаллической меди ОСС (видимо, эта особенность и отражена в названии кабеля). Правда, позолота на контактах не отличается высокой чистотой полировки.
В сравнении с любым кабелем шотландское изделие, вероятно, вызвало бы массу восторгов, так как создает иллюзию повышенной динамики и прозрачности звучания. Но против перемычки в эталонной системе Titan All CU воспринимается как кабель, который придаёт больше резкости. Звучание по-прежнему богатое, информативное, но вместе с тем немного облегчённое. Все инструменты узнаваемы, динамика ударных очень правдоподобна. По этим признакам можно судить, что межблочник очень точен в передаче именно атаки, фронта сигнала. Однако шлейф послезвучий не воспринимается таким же детальным и глубоким — звучание кажется поверхностным. Добавим, что кабели с таким сочетанием качеств — редкость. Спасение для систем с вялым темпераментом и сонной динамикой.
Silver Audio Silver Bullets 6.0
Silver audio находится в США, но ведет она бизнес не по-американски: ассортимент продукции у неё довольно скромен, новинки появляются крайне редко, производство носит штучный, а не промышленный масштаб, да и самопиаром она, похоже, не занимается вообще, предпочитая сохранять статус «компании для своих». Тем не менее авторитет этой марки в мире хай-энда очень высок. И вот подходящий пример сказанного — интерконнект Silver Bullets 6.0. Он был создан более десяти лет назад на основе модели 4.0 — плетёного кабеля из четырёх серебряных изолированных фторопластом проводников в нейлоновой оболочке с серебряными цанговыми разъёмами WBT. «Шестёрку» с дополнительными проводниками замышляли как балансную версию, но она оказалась настолько хороша именно в варианте RCA, что её производят по сей день, тогда как другие разработки Silver Audio до 2000 года уже стали достоянием истории.
Слегка приближаются удалённые планы, сцена получается менее глубокой, но — удивительное дело! — чёткость эшелонирования, напротив, возрастает. Планировка пространства очень подробна и естественна, локализация — образцова. Обычно КИ с жёстким спектром фокусируются двойственно, ВЧ-компоненты как бы отделяются от среднечастотного «тела», а здесь этого эффекта нет — образы выходят целостными, живыми. В тональном плане кабель нейтрален. Микродинамический рисунок не прирастает новыми деталями, но и не прячется за вуалью. Наибольшие перемены Silver Bullets 6.0 привносит в динамику воспроизведения. Ощутимо улучшается артикуляция, атака ударных становится более полной и резкой, возникает иллюзия, будто система звучит громче, агрессивнее (в хорошем смысле слова) и органичнее.
WireWorld Silver Eclipse 6
Отличия silver eclipse в от просто Eclipse 6 заключается, как нетрудно догадаться, в материале проводников. В нашем образце используется длиннокристаллическая медь с серебряным покрытием и, соответственно, более подходящая названию кабеля полимерная защитная оболочка с серебристым отливом. В остальном он точно повторяет предшественника — имеет первоклассные шестигранные фирменные терминалы RCA с серебряными контактами, «пакетную» внутреннюю конструкцию из плоских проводников, скрученных в спираль (и, как следствие, немалую ёмкость), особенную композитную изоляцию Composilex. Добавим, что это ещё не самый дорогой и продвинутый межблочник WireWorld. В серии Reference есть RCA и балансные интерконнекты с проводниками, которые целиком изготовлены из длиннокристаллического серебра и даже оснащены уникальными карбоновыми разъёмами.
Silver Eclipse 6, в принципе, можно отнести к нейтральным кабелям. Перемены заметны лишь в пространстве, но и они минимальны и касаются ширины стереобазы (она масштабнее). Удаленные КИ локализуются чётко и точно на своих планах. Отнесённые к флангам образы при этом не «сдуваются», как это порой бывает, а сохраняют нормальную пространственную ширину и потому читаются лучше. Не меняет «градуса» и тональный баланс — средина не закрывается и не обедняется на нюансы, в верхней полосе сохраняется оригинальная аккуратная передача сибилянтов, воздушных и шумовых шлейфов. Отличить Silver Eclipse 6 от перемычки можно лишь по некоторому смягчению динамики воспроизведения на самых низких басах.
Musical Wire Cadence Signature
В кабелях молодой российской марки Musical Wire предпринята попытка свести к минимуму негативное влияние «токов потерь», возникающих из-за скин-эффекта. Разработчик изделия Леонид Кокурин считает, что это они виноваты в деградации сигнала, передаваемого по проводнику, причём вносимые искажения объективно измерить очень сложно, а вот на слух они проявляются по-разному. Поскольку избежать «токов потерь» физически нельзя, остаётся лишь их как-то компенсировать. Вот такие фирменные компенсаторы, собранные на пассивных элементах, и размещаются на «теле» интерконнектов Musical Wire. Причём в межблочнике Cadence Signature, сделанном из чистой длиннокристаллической меди, так называемые цепи компенсации LCDC ещё более эффективны, чем в оригинальной модели Cadence. Заодно отметим ещё две отличительных черты тестируемого кабеля. За счёт увеличенного внешнего диаметра проводники образуют объёмную структуру, что позволило снизить погонную ёмкость. Вдобавок применяется комбинированный диэлектрик, в котором сигнальные провода в основном контактируют с воздухом, а не полимером.
Cadence Signature, в самом деле, даёт тот эффект просветления и большей чёткости, который обещает производитель. Сцена верна, саунд свеж и чист, средний регистр певуч и обилен на тембры. Тональный баланс немного прохладный, зато в верхнем регистре колорит дискантов проработан даже лучше, чем у перемычки. И в нижней полосе динамика не зажимается — в звучании остаётся и сила, и пластика. Единственное «но» — лёгкое замутнение тончайшего микродинамического рисунка. Всё второстепенное и малозначительное словно отфильтровывается из фонограммы.
Cardas Cross
Особенностью почти всех кабелей, выпускаемых американской Cardas, является сложный и необычный состав проводников. Материал традиционный — чистая бескислородная медь, но все жилки различаются по диаметру строго определенным образом — они соотносятся друг с другом по правилу «золотого сечения». У самых тонких проводников скин-эффект выражен слабо, у тех, что потолще, он усиливается. В результате негативное влияние вытеснения тока на поверхность металла как бы размывается. И чем шире набор проводников, тем менее заметен неизбежный скин-эффект. В межблочнике Cross используется аж 136 изолированных жил. Диэлектриком служат фторопласт и воздух. Имеется экран. Заодно отметим, что, несмотря на солидную толщину и массивность, Cross получился довольно гибким. Внешняя защитная оболочка изготовлена из очень пластичного коричневого полимера. Разъёмы свои — Cardas с металлическими корпусами и родиевыми контактами. В гнездо входят относительно свободно, но обеспечивают весьма надежный контакт. Этот кабель проделывает что-то невероятное с пространством. Вся музыкальная панорама увеличивается в масштабах, появляются глубина и сильнейшая иллюзия объёма. И при этом — никаких побочных эффектов! Сохраняется и локализация, и чёткое эшелонирование, даже образы не теряют материальности. Тональный рисунок меняется лишь в небольшой степени — возникает едва заметная басовая доминанта. Верхний регистр воспроизводится мягче и свободнее. Воздуха не прибавляется, зато детальность остаётся высокой. В среднем регистре тоже порядок — на высоте и гармоническое, и микродинамическое разрешение.
Audioquest Colorado
Audioquest первой стала уделять внимание такому побочному эффекту в линиях передач сигнала, как память диэлектрика. Его влияние считалось крайне незначительным, но американские инженеры решились на эксперимент и, чтобы снизить его влияние, попробовали использовать электростатическое поле. Несколько лет назад они выпустили в продажу кабель с необычной системой DBS — на дополнительные проводники, которые служили в толще кабеля анодом и катодом, подавалось постоянное напряжение 36 В. В современных межблочниках Audioquest генерируемый модулем DBS потенциал повышен до 72 В. Именно такой элемент помещён в небольшой продолговатый бокс прямо на кабеле. Сигнальные проводники в этом интерконнекте — полированные проволочки из длиннокристаллической меди чистотой 8N. Они продеты во фторопластовые трубки существенно большего диаметра — то есть можно считать, что изолятором служит воздух. Всё это заключено в формообразующую и защитную оболочки из нейлонового текстиля. На концах кабеля установлены фирменные аудиоквестовские разъёмы с серебряными контактами идеальной чистоты.
В прошлом номере мы протестировали кабель с DBS, и по некоторым критериям он оказался лучше перемычки! Colorado в системе тоже творит чудеса. Имея все признаки нейтрального проводника, даёт ощутимый выигрыш в пространственном и гармоническом разрешении. Вроде бы не изменилась ни детальность, ни динамика, а саунд получается более организованным, атмосфера — узнаваемой, сцена — упорядоченной. Чётче атака на ударных, самые низкие составляющие более осязаемы, а самые высокие обретают микронюансировку без усиления резкости звучания.
Black Rhodium Opera DCT
В иерархии Black Rhodium модель Opera DCT не занимает высшего положения, и выглядит она, пожалуй, совсем не как элитное штучное изделие, хотя именно таким и является. Кабель изготавливается вручную, основой служит серебряный провод сечением 0,5 мм2, который подвергается криогенной обработке для упорядочивания кристаллической структуры. На него наносится слой фторопласта, затем дополнительный демпфирующий слой полимера, снижающий микрофонный эффект, а уже потом навивается плотная оплётка из посеребрённых жил бескислородной меди. Производственный цикл включает контроль качества и направления на каждом этапе. Терминалы, смонтированные на кабеле, имеют увеличенный диаметр, изготовлены из пластика и отличаются малой массой. Вдобавок обеспечивают точечный контакт.
Приятный сюрприз от переключения с перемычки на Opera DCT в том, что воспроизведение делается субъективно намного более материальным и чётким в басовой области. Прибавка настолько существенная, что начинаешь задумываться: внести от себя больше динамики или ещё что-то он не мог, следовательно, мы имеем дело с маскировкой, то есть кабель «убрал» то, что мешало проявиться описанному эффекту. Но сколько ни вслушиваешься, не находишь каких-либо потерь. Середина благозвучна, красива и насыщена нюансами. Деталировка в верхнем регистре не кажется ослабленной, воздушные компоненты звучат именно как воздушные — мягко, ясно и очень деликатно. Чуть-чуть хромает стабильность и эшелонирование сцены, но в минимальных пределах. И, несмотря на этот крошечный недочёт, нельзя не признать — виртуозная работа!
Bluenote Firenze Twist
Итальянская компания Goldenote больше специализируется на выпуске компонентов High End, а потому кабели — вроде не самые главные изделия в её производственной программе. Однако они получаются настолько неординарными, что просто грех не испытать. У Firenze Twist чёрная нейлоновая сетка дополнительно усилена изнутри спиральным элементом — вот уже первая необычная деталь. Они защищают «косичку» проводников, которые образуют симметричную запатентованную структуру ImpedanceFree
— по идее, в ней магнитные и электрические поля складываются таким образом, что сигнал не встречает сопротивления. Третья ключевая особенность — полиуретан в качестве изолятора. По характеристикам он уступает таким диэлектрикам, как полиэтилен и фторопласт, но здесь от него и не требуется уникальных свойств. Полимерные трубки служат лишь «контейнером» для воздуха, в котором протянуты проводники из меди чистотой 99,9999%. Заметим, что у Goldeimote есть ещё более необычный межблочник-гибрид, в котором используется особенный сплав серебра с медью, полиуретановые же "контейнеры- заполнены особым маслом, а не воздухом.
Едва ли можно найти различия в звучании системы, когда с перемычки переключаешься на Firenze Twist. А если они и проявляются, то в пользу кабеля. С ним локализация не ухудшается, а глубина сцены увеличивается. И пространство получается не пустым — в нём больше воздуха и света. Тембральная картина нисколько не беднеет, гармоническое разрешение улучшается, что особенно заметно на самых сложных для воспроизведения созвучиях. Бас сохраняет силу и линейность, а гудящие оттенки выражены меньше.
The Chord Signature Plus
Нестандартной конструкцией отличается и британский кабель Signature Plus. У модели, венчающей ряд интерконнектов The Chord, для передачи сигнала в каждом канале используются два независимых коаксиальных шнура. Вот здесь, действительно, уже можно говорить о полной симметрии — и сигнальная, и возвратная линии совершенно идентичны. Это посеребрённая моножила во фторопластовой изоляции, окружённая несколькими защитными экранами. Нетрудно догадаться, что такая конструкция получается значительно дороже, чем обычная, ведь для производства метрового изделия используется два метра проводника и диэлектрика. Зато у разнесённых линий снижается и ёмкость, и индуктивность при максимальной защите от внешних помех. Заодно отметим и разъёмы RCA. Корпуса крупные, изготовлены из акрила, запаяны в термоусадочную трубку и оснащены серебряными контактами.
Каждый раз кабели Chord подбрасывают пищу для размышлений. Signature Plus точно передает только сцену, всё остальное меняется. Микродинамическая ткань становится мягче, тональный баланс теплее, бас менее грубым и не таким плотным, динамика на дискантах чуть ослаблена, звона ощутимо меньше. Но при этом в звучании проявляется его исконная слитность, лучше читается каждая гармоническая составляющая, устраняется механистичность. Слушаешь не вокал, а живого человека, не перебор струн, а именно игру — можно даже представить движение пальцев музыканта. Жаль, что столь сильный эффект одушевления проявляется не на всякой фонограмме.
Abbey Road Reference
Сразу видно, что эта модель является наиболее совершенным изделием в ряду кабелей линейки Abbey Road. В его создании принимали участие специалисты знаменитой лондонской звукозаписывающей студии. Похоже на то, поскольку кабель Reference отличается простой, но очень эффективной конструкцией. Фактически это огромная витая пара. Под прозрачной оболочкой хорошо виден жгут из двух проводов, свитых заодно с толстыми верёвками — текстиль, надо полагать, выступает в качестве демпфера и снижает микрофонный эффект. Экрана нет, проводящие элементы изготовлены из меди OFC. Диэлектрик составной. Первичным изолятором служит наполненный азотом полиэтилен, вторичным — твердый полиэтилен. Разъёмы крупные, металлические цанговые с золочеными контактами и таким крепким «прикусом», что кабель может остаться в системе навсегда, если переборщить с затяжкой.
Кабель приближает удалённые источники, но чёткость построения планов образцовая. На флангах стереопанорама раздвигается, но локализация не деградирует. Исходя уже только из пространственных признаков, можно заключить, что Reference работает вовсе не как перемычка. И в тональном плане он далёк от нейтральности. Бас получается более гладким — сила не уходит, но рельеф проявляется в меньшей степени. В среднем и высоком регистрах заметен лёгкий акцент, придающий звучанию больше свежести и прозрачности. Но самая интересная метаморфоза происходит с информативностью — в музыкальной картине выделяется всё самое важное, уходит второстепенное. То, что раньше казалось непонятным и лишь отвлекало внимание, обретает форму и смысл.
Physics Style Exclusive
При знакомстве с моделью Exclusive, которую на заказ выпускает Physics Style, мы сразу обратили внимание на ёмкость — она оказалась рекордно низкой (в пересчёте на погонный метр) среди всех протестированных образцов. Однако разработчики считают главным достоинством Exclusive вовсе не это, а его особенные ленточные проводники. Получаются они весьма сложным способом. Серебряные проволочки раскатываются на тонкие полоски сечением 2,3 х 0,16 мм и полируются. Затем из семи лент собирается и обжимается проводящий «пакет», причём полоски за счёт диффузии настолько плотно прилипают друг к другу, что фактически образуется цельный проводник. Полученные ленты протягиваются во фторопластовые трубки, сворачиваются в витую пару с большим шагом, фиксируются внешней оболочкой и защищаются нейлоновой сеткой. Нетрудно подсчитать, что сечение по серебру у этого кабеля превышает 2,5 мм2. Это так много, что стоимость Exclusive кажется весьма скромной по сравнению с прямыми конкурентами. А ведь на него и терминалы ставят едва ли не самые дорогие: либо полностью серебряные WBT, либо 0102 CU с точечным контактом.
С Exclusive система звучит ясно и душевно, а микродинамика воспроизведения по сравнению с перемычкой улучшается настолько, что в это не сразу веришь. Слушаешь знакомую до ноты пьесу, а кажется, что фонограмма другая — столько новых нюансов! Характерных «серебряных» отголосков в саунде почти нет — бас остается роскошно-плотным и гармоничным, в середине не прибавляется холодных оттенков, на верхах не возникает колкости, заметна лишь мягкая подкраска. Центр звуковой сцены кажется уплотнённым, но это впечатление возникает лишь из-за того, что на краях стереобазы — там, где сложнее всего передать объём — Exclusive легко с этим справляется.