Компания Thrustmaster выпустила в серийное производство новый манипулятор под названием HOTAS Warthog, о котором и пойдет речь в данном обзоре.
Характеристики
Подключение: 2 х USB (отдельно РУС и РУД)
РУС:
- 2 оси
- двухпозиционный курок
- 4 кнопки
- 2 восьмипозиционных "хатки"
- нажимаемая восьмипозиционная "хатка"
РУД:
- 3 оси
- эмулятор мыши
- 3 кнопки
- 1 восьмипозиционная "хатка"
- 1 нажимаемая восьмипозиционная "хатка"
- 7 двухпозиционных переключателей
- 6 трехпозиционных переключателей
Дополнительно: система Push&Pull для рычагов тяги, обновляемые прошивки для РУС и РУД, подсветка РУД, совместимость рукоятки управления с РУС HOTAS Cougar
Дизайн и упаковка
Вид упаковки не вызывает восхищения дизайнерами: обычная цветастая коробочка, пусть и непривычно большая. Но чувство несерьезности пропадает при попытке поднять эту тару: ее масса составляет почти 10 кг!
Внутри здорового цветного ящика с ручкой скрываются две отдельных коробки: в одной лежит блок РУД, во второй по отдельности упакованы съемная рукоятка управления самолетом и основание РУС. Кроме того, внутри находится толстый многоязычный мануал (русский перевод наличествует) и ключ-шестигранник для настройки стопора форсажа на РУД.
Если брать серийные устройства, то подобное восхищение от солидности игрового контроллера (сплошной металл, пластик заметен только на боковинах рукояток тяги и верхней пластине РУД) доводилось испытывать только от знакомства с предшественником HOTAS Warthog - HOTAS Cougar. Но тогда оно быстро развеялось из-за недостатков устройства: излишне тугой и намертво "прибитой" к осям загрузки не слишком удобной рукоятки и шумовых эффектов при перемещении рычага тяги. Однако десятилетия между релизами двух HOTAS инженерам Thrustmaster вполне хватило на работу над ошибками: близкое знакомство с Warthog лишь усиливает первое впечатление офигевания в хорошем смысле этого слова.
Эргономика и управление
Загрузка рукоятки практически идеальна: усилие ощутимо, но не слишком велико, РУС легко идет строго по оси, позволяя строго чертить, скажем, "мертвую петлю", но для схода с осевых "рельсов" усилие минимально, что обеспечивает хирургически точное прицеливание в околонулевой зоне. Эргономика РУС не вызывает нареканий: даже скромной по габаритам руке приходится чуть тянуться лишь к кнопке и хатке на самом верху, а все остальные клавиши и "шляпки" легкодоступны. При этом, в отличие от Saitek X65-F, практически исключены случайные нажатия: кнопки имеют довольно тугой ход (Thrustmaster уверяет, что все усилия соответствуют таковым в реальном А-10С Warthog) и нажать их непреднамеренным касанием практически невозможно. Ручка взаимозаменяема с таковой у HOTAS Cougar (единственное ограничение - при подсоединении РУС к Cougar не будет работать нажим хатки под большим пальцем).
Основание же РУС — истинный шедевр монументализма. Увесистая стальная плита размерами 23x27 см обеспечивает буквально монолитное крепление к столу, а те, кому и этого мало, могут дополнительно прикрутить основание четырьмя саморезами.
Кроме того, пластину основания можно снять, а весьма компактный механизм рукоятки прикрутить в любое желаемое место "домашнего кокпита", в которое "плита" основания не умещается. РУД же вообще оставляет впечатление цельновыпиленного из кабины настоящего самолета фрагмента, причем расположение и функциональность переключателей и кнопок на основании соответствует реальному прототипу, разве что размер этой секции на вид кажется несколько меньше оригинала. Соответственно, все переключатели подписаны в соответствии с их назначением, и эти пояснения на подключенном джойстике подсвечиваются зеленым цветом (причем, увы, подсветка не отключается вплоть до полного обесточивания компьютера - ждем новых прошивок). С точки зрения эргономики именно игрового устройства, возможно, это не самое эффективное решение, но как же все-таки приятно чувствовать себя почти что настоящим пилотом, щелкая аутентичными тумблерами в своей домашней кабине!
Как и в оригинале, рычаги можно перемещать по отдельности или вместе (для объединения рычагов используется магнитная защелка с поворотным фиксатором). Усилие при перемещении рычагов тяги настраивается в очень широких пределах: от движения их буквально одним мизинцем до приложения немалых трудов. Правда, можно посетовать на неторопливость настройки: для смены усилия с нуля до максимума или наоборот нужен десяток полных оборотов регулирующей шайбы, которая за одно движение прокручивается лишь на 80-90 градусов.
Отдельного упоминания заслуживает реалистичная система Push&Pull: как и в настоящем самолете, для сброса тяги до нуля или перехода в режим форсажа, рукоятки тяги надо сперва потянуть вверх, чтобы обойти стопор. Вытягивание рычагов для полного сброса тяги необходимо всегда, а для форсажа настраивается: по умолчанию можно спокойно толкать рычаги вперед до упора, но сторонники аутентичности взамен удобства воспользуются ключом-шестигранником из комплекта и повернут пластинку-стопор в реалистичное положение с ограничителем. Главным же недостатком РУД является эмулятор мыши: при весьма достойном разрешении (по 1024 отсчета на ось) частота считывания данных по показаниям утилиты FreqMeter не дотягивает и до 10 опросов в секунду в сравнении с примерно 110 отсчетами (весьма неплохой, хоть и не рекордный, показатель) по другим осям! Хочется верить, что этот недостаток будет устранен последующими версиями прошивки.
Как и РУС, РУД тоже можно прикрепить к столу при помощи четверки саморезов - и тут, пожалуй, это будет оправдано. Несмотря на увесистость основания, не уступающую своему "соседу справа", использование Push&Pull (особенно при большом выставленном усилии на рукоятках) все же порой заставляет массивный РУД елозить по столу.
Точность устройства потрясает; оси РУС имеют разрешение по 65536 позиций, а рычаги тяги — по 16384. Заслуга столь невероятной точности по осям — трехмерные датчики Холла, уже знакомые нам по более доступной модели Thrustmaster Т.16000М (правда, там оси РУС имели точность лишь как у рычагов тяги Warthog). Лишь единственная вспомогательная ось-рычажок на основании РУД основана на привычном резисторе. Впрочем, поскольку ей явно будут пользоваться куда реже, чем рычагами тяги и рукояткой управления самолетом, вряд ли это можно считать серьезным недостатком. Внимательный читатель уже должен был обратить внимание на отсутствие упоминаний о "твисте". Верно: его нет, так что для отклонения руля направления придется использовать либо кнопки (что смешнее, чем экономить на бензине, разъезжая на "Роллс-Ройсе"), либо отдельные авиапедали (единственно правильный выбор для столь продвинутого устройства с уклоном в аутентичность).
Софт и ПО
Рассказ о HOTAS Warthog будет не полон, если не сказать о "софте" для обеспечения дополнительной функциональности устройства. В комплекте с джойстиком он не поставляется - лишь в руководстве стоит ссылка, по которой можно скачать драйвер устройства (в его дистрибутив входят также обновленные версии прошивки и собственно апдейтер-прошивальщик) и программный пакет T.A.R.G.E.T.
С драйверами связан, пожалуй, наиболее серьезный недостаток Warthog в целом: при обновлении прошивки неоднократно зафиксированы случаи сбоев, приводящих к неработоспособности РУС или РУД. С этой напастью пришлось столкнуться и нам: если обновление прошивки РУД прошло без сучка и без задоринки, то попытка апдейта контроллера РУС на новую версию, привела к сбою с сообщением об ошибке. После этого РУС хоть и продолжал распознаваться системой как игровое устройство, но фактически не функционировал. После же нескольких попыток обновления прошивки при подключении к разным USB-портам система перестала видеть РУС вообще. При обновлении, разумеется, выполнялись все требования инструкции по перепрошивке (которую, как и софт, тоже надо тянуть с сайта Thrustmaster).
Программное обеспечение T.A.R.G.E.T. позволяет объединить несколько различных устройств Thrustmaster в одно виртуальное, а также служит для программирования функций, включая макросы и скрипты. Однако его интерфейс даже с натяжкой нельзя назвать интуитивно понятным, да и отлаженность пока оставляет желать лучшего (что, впрочем, не удивительно: на момент тестирования статус T.A.R.G.E.T. был Release Candidate 3). Впрочем, в Thrustmaster явно понимают, что hi-end устройство с недоделанным софтом - это нонсенс, а потому доработка идет весьма быстро.
Достоинства
- аутентичный и очень, очень солидный внешний вид;
- недостижимая для конкурентов точность;
- 4 из 5 осей на "вечных" бесконтактных датчиках;
- удачная система загрузки рукоятки;
- хорошая эргономика;
- широкая функциональность как устройства, так и софта.
Недостатки
- вероятность сбоев при обновлении прошивки;
- недоработанные драйверы и ПО с далеко не интуитивным интерфейсом;
- "тормозной" мышеэмулятор;
- необходимость двух USB-портов для подключения (плюс еще один для педалей);
- высокая цена.
Итог
По общим впечатлениям, это однозначно лучший из когда-либо выпускавшихся серийных джойстиков, более чем оправдывающий переплату в сравнении с тем же Saitek X65-F. Так что если вы настоящий фанат авиасимуляторов (в первую очередь современных боевых) и при этом не стеснены в средствах, то эта модель однозначно ваш выбор. Правда, обновить прошивку стоит еще в магазине, чтобы в случае аналогичном нашему казусу не обивать потом пороги сервис-центров. Хотя, наверное, еще лучше будет подождать с покупкой несколько месяцев, дождавшись, когда с конвейера пойдут модели с обновленными, доведенными до ума, прошивками.