На сегодняшний день рынок автомобильных дисков переполнен – на прилавках магазинов, специализирующихся на продаже такого важного для любого автомобиля атрибута, можно встретить широчайший ассортимент колесных дисков как по характеристикам, так и по производителям, и, соответственно, по стоимости. Одним словом, выбрать есть из чего. Разнообразие ассортимента значительно усложняет выбор, да и продавцы не всегда попадаются добросовестные. Любой автовладелец ожидает, что легкосплавные диски решат две задачи. Во-первых, значительно улучшат ходовые характеристики автомобиля, во-вторых, кардинально изменят его внешний вид. Однако бывает, что после приобретения и установки новых колес никаких изменений в поведении автомобиля на дороге не наблюдается. Почему это происходит? Причины очень просты. Масса легкосплавного диска оказывается такая же, как и у стального. Ходовые качества при стандартной ширине и вылете диска остаются прежними. Поэтому улучшений в динамике, работе тормозной системы и подвески водитель не ощутит. А вот при изменении указанных параметров некоторые характеристики могут даже ухудшиться.
Увлекаясь тюнингом, многие автолюбители стремятся установить автошины большего диаметра и с более низким профилем. В итоге колесо получается тяжелее родного, а это влечет за собой ряд негативных последствий. Во-первых, существенно повышается нагрузка на детали и узлы подвески автомобиля – пружины, сайлент-блоки, стабилизаторы, амортизаторы и др. Вследствие этого они намного раньше выйдут из строя. Во-вторых, при езде по неровностям на высоких скоростях изменяются характеристики режима работы амортизаторов и упругих элементов. При наезде на возвышенность колеса с запозданием возвращаются на место, а при проезде впадин – зависают. Это влечет за собой ухудшение сцепных свойств колес с дорожным покрытием. В-третьих, при разгоне или торможении автомобиля соответствующие механизмы несут повышенные нагрузки, т. к. им приходится разгонять или останавливать большие массы. А это вызывает их перегрев и ускоренный износ. Т. е. при неправильном подборе автомобильных дисков езда может быть очень опасной.
Классификация автомобильных дисков.
Колесные диски различают по принадлежности к тому или иному типу автомобиля, по технологии изготовления и по конструкции колес.
По технологии изготовления бывают стальные и легкосплавные. Легкосплавные диски в свою очередь могут быть либо литыми, либо коваными. По конструкции бывают разборные и неразборные. Неразборные диски могут быть одно-, двух- или трехкомпонентными. В разборных дисках составляющие (тело диска и обод) состыкованы между собой резьбовыми соединениями.
Стальные диски.
На сегодняшний день диски, изготовленные из стали методом штамповки, имеют наиболее широкое распространение. Они состоят из тарелки и приваренного к ней обода, которые изготавливаются из катанного стального листа. Практически все автопроизводители комплектуют большинство своих автомобилей именно стальными штампованными дисками. Достоинствами таких дисков являются невысокая стоимость, возможность реставрации после смятия (т. к. при ударе они сминаются, а не лопаются), нанесение менее значительного ущерба стойкам автомобиля при ударах (т. к. сминаясь они поглощают значительную часть ударных нагрузок). А минусами – большая масса, невысокая коррозионная стойкость, ограниченные возможности дизайна. Примеры - Кременчуг Chery QQ 5Jх13H2 ET45, Кременчуг ВАЗ 2108 5Jх13Н2 ET40, Кременчуг ВАЗ 2108 5,5Jх13Н2 ЕТ16.
Легкосплавные диски.
Такие автомобильные диски изготавливаются из алюминиевых или магниевых сплавов методом литья или ковки. По многим характеристикам они лучше стальных. Главное назначение легкосплавного диска – снижение массы колеса, т .к. уменьшение веса неподрессоренных элементов подвески, к которым относятся и колеса, повышает безопасность вождения, улучшает плавность хода, снижает износ деталей и т. п. При правильной балансировке, с учетом идеальной геометрии, наличие литых дисков на автомобиле практически полностью исключает возникновение неприятных и опасных вибраций. Также немаловажным фактором является улучшение внешнего вида автомобиля. Как правило, средства, потраченные на приобретение комплекта легкосплавных дисков, возвращаются при последующей продаже автомобиля.
Литые легкосплавные диски.
Такие диски обладают зернистой внутренней структурой металла. Это свойство является основным минусом таких дисков – при продолжительной эксплуатации автомобиля по ухабистым дорогам в металле диска начинается процесс накопления микротрещин, невидимых невооруженным глазом и поэтому очень опасных. Рано или поздно они проявят себя – от сильных ударов литые диски попросту раскалываются. Недостатками литых дисков являются высокая хрупкость и необходимость защитного покрытия поверхности диска (т. к. без покрытия диски покрываются оксидной пленкой и быстро теряют товарный вид). Примеры - SR 3113 R13 W5.5 ET35 4x98 DIA58.6 GSP, RS 238 R14 W6 ET35 4x98 DIA58.6 MHS, Advan 659 R15 W6.5 ET38 4x114.3 DIA67.1 Dark Gunmetal.
Литые алюминиевые диски.
По сравнению со стальными имеют одно бесспорное преимущество – меньшую массу. Масса литого колеса из алюминиевых сплавов меньше аналогичного стального на 20-30%, что для диска размером 5,5x13 составляет около одного килограмма. Исключение составляют низкокачественные диски неизвестных производителей – масса такого диска практически не отличается от массы стального. А из автомобильной теории известно, что уменьшение массы колеса способствует более легкому его вращению, что положительно сказывается на моменте инерции при разгоне или торможении автомобиля. Также важным является и тот факт, что применение легких сплавов позволяет изготовить диски самой разнообразной формы и внешнего вида. Кроме эстетической стороны, это способствует качественному охлаждению тормозных элементов.
Алюминиевые диски обладают хорошей антикоррозионной стойкостью, вследствие способности алюминия образовывать прочную защитную пленку на поверхности изделия. Она препятствует разрушению диска, однако сильно ухудшает товарный вид. Поэтому алюминиевые диски необходимо окрашивать. Для этих целей современные производители применяют многослойные лакокрасочные покрытия, характеризующиеся высокой прочностью. Основной недостаток таких дисков – это отсутствие возможности их восстановления после деформации. Причем если всемирно известным производителям автомобильных дисков удалось уйти от таких проблем, как появление микротрещин или разрушения диска при ударе, то в случае сминания диска он все равно стает непригодным для дальнейшего использования.
В целом, литые алюминиевые диски имеют огромный разброс как по техническим характеристикам, так и по своей стоимости. Диски, изготовленные известными западными производителями, отличаются наиболее оптимальной сбалансированностью сплавов, обеспечивающей высокую ударную прочность и низкую массу диска, но вместе с тем и его высокую стоимость. Такие свойства не характерны для изделий турецких и китайских производителей, однако невысокая стоимость продукции позволяет им прочно удерживать лидирующие позиции на рынке автомобильных товаров. По мнению автора данной статьи, оптимальным выбором будет приобретение литых дисков российского производства – при довольно невысокой стоимости они имею достаточно высокое качество изготовления и приемлемые технические характеристики.
Литые магниевые диски.
Данные диски обладают всеми основными достоинствами литых алюминиевых дисков, более того даже в большей степени. Но все же они не нашли такого широкого применения в силу того, что обладают крайне низкой коррозионной стойкостью. Повышенные требования к защите магниевых дисков от воздействия окружающей среды приводят к тому, что их приходится покрывать специальными лаками и красками, стойкими к влиянию внешних факторов. Однако это неизбежно увеличивает их стоимость. Кроме того, применение для крепления балансировочных грузов стальных пружин приводит к возникновению электрохимической пары «магний-сталь», что способствует ускоренному разрушению тела диска.
Кованые легкосплавные диски.
Изготавливаются способом горячей штамповки из магниевых или алюминиевых сплавов с последующей механической и термообработкой. Металл таких дисков имеет многослойную волокнистую структуру и поэтому чрезвычайно прочен. Кроме этого, они в 1,5-2 раза легче, чем стальные. Кованые диски выдерживают сильнейшие удары, в исключительных случаях они не лопаются, как литые, а гнутся без образования трещин. Безусловно, это намного безопаснее. Теоретически смять кованый диск возможно, однако скорее разрушатся элементы подвески автомобиля, чем сомнется край кованого диска. Достоинствами таких дисков являются низкая масса, высокая прочность и жесткость конструкции, антикоррозионная стойкость, а недостатками – высокая стоимость и ограниченные возможности дизайна.
Если расположить легкосплавные диски по возрастанию чисто технических параметров, то ряд будет выглядеть так:
- Литые магниевые диски – легкие по весу, однако капризные, т. к. быстро растрескиваются.
- Литые алюминиевые диски – имеют оптимальное соотношение качеств.
- Кованые алюминиевые диски – легкие и прочные.
- Кованые магниевые диски – легкие и сверхпрочные.
Но все-таки при покупке автомобильных дисков далеко не первостепенное значение имеют их технические характеристики. Зачастую для автовладельца определяющим фактором является внешний вид колеса и автомобиля в целом. Профессионалы советуют сразу отбросить крайности, приобретая магниевые диски. Как кованые, так и литые магниевые диски – это большая редкость на прилавках отечественных магазинов. Как правило, их делают только под заказ для спортивных автомобилей, участвующих в соревнованиях. Цена магниевых дисков может составлять до 5000 $ за комплект.
Как же отличить литой диск от кованого? Внешне найти разницу между современным литым и кованым автомобильным диском очень непросто. Безошибочным вариантом является только сравнение массы дисков – независимо от размера кованый диск легче стального в полтора и даже в два раза, а литой – только на треть. Однако обзор рынка показывает, что некоторые литые диски оказываются тяжелее штампованных стальных. Поэтому если потенциальному покупателю важен не только внешний вид автомобиля, за покупкой лучше всего идти, предварительно узнав массу штатного диска своего «железного коня».
Параметры дисков.
Практически на каждом автомобильном диске нанесена его маркировка. Если она имеется на диске, то разобраться во всей необходимой информации, которая определит степень его соответствия конкретному автомобилю, не составит никакого труда. Однако перед самостоятельным подбором автомобильных дисков рекомендуется ознакомиться с руководством по эксплуатации автомобиля. В нем обязательно найдутся обязательные и рекомендуемые производителем транспортного средства параметры.
Размер D (измеряется в дюймах) – диаметр кольцевой части обода диска, на которую опирается автошина. Еще его называют «посадочным диаметром».
Размер В (измеряется в дюймах) – расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин колеса. От него напрямую зависит возможная ширина профиля устанавливаемых автошин. Допустимым является отклонение в 0,5 – 1 дюйм, но для низкопрофильных автошин такое отклонение должно быть минимальным.
ЕТ (измеряется в миллиметрах) – расстояние от плоскости диска, которая прилегает к ступице, до плоскости, которая проходит через ось середины ширины обода диска. Этот параметр определяет насколько глубоко диск утоплен в арку автомобиля. Его еще называют «вылетом (выносом) диска». Допустимым является отклонение в пределах до 5 мм. При больших же отступлениях обязательна примерка дисков, поскольку возможны варианты, что диск будет упираться в подкрылки, детали подвески или элементы тормозной системы автомобиля. Кроме этого, установка колес с вылетом меньше предусмотренного приведет к значительному снижению устойчивости автомобиля, повышенной чувствительности рулевого управления и неравномерности распределения тормозных усилий.
PCD (имеет измерение шт/мм) – означает количество отверстий для крепежа/диаметр окружности центров отверстий. Именно эта величина колесного диска должна абсолютно соответствовать заявленным производителем автомобиля значениям. При ее изменении будет невозможно надежно зафиксировать колесо на ступице автомобиля. Даже отклонение в 1 мм приведет к перекосу колес и деталей крепления.
HUMP (измеряется в миллиметрах) – расстояние между кольцевыми выступами, которые служат для дополнительной фиксации бортов бескамерных автошин при монтаже.
DIA (измеряется в миллиметрах) – диаметр центрального отверстия. Его величина должна соответствовать величине диаметра центрирующего выступа, расположенного на ступице автомобиля. Отклонение диаметра допускается только в сторону увеличения. В таком случае необходима установка специальных переходных центровочных колец. Некоторые отечественные «умельцы» умудряются устанавливать на автомобили легкосплавные диски со значением DIA меньшим, чем стандартное, рассверливая центральное отверстие диска. Однако такая модернизация может привести к негативным последствиям вследствие изменения структуры металла диска.
Правильный размер.
Размер «шина-обод».
В это соотношение входят два параметра – ширина обода и монтажный диаметр. На подавляющее большинство современных легковых автомобилей устанавливаются 13-, 14-, 15-, 16-, 17-дюймовые диски. В последнее время наблюдается тенденция увеличения монтажного диаметра. На автомобили, для которых стандартными являются 13-дюймовые диски, часто устанавливают 14- и даже 15-дюймовые диски. Такая тенденция объясняется стремлением автовладельцев применять автошины низких и сверхнизких серий, т. к. их ездовые характеристики лучше, чем у высокопрофильных шин. Но при неизменном диаметре колеса, чем ниже профиль шины, тем больше в колесе металла, и соответственно, меньше резины. Использование стальных дисков с увеличенным монтажным диаметром нецелесообразно, т. к. от этого увеличивается общая масса колеса, а вот использование легкосплавных дисков позволит увеличить монтажный диаметр, не утяжеляя колесо. На спортивных версиях серийных автомобилей устанавливаются тормозные элементы большего размера, поэтому и диски должны быть больше монтажного диаметра, т. к. детали тормозной системы будут упираться в обод диска.
Ширина обода.
Существует золотое правило выбора ширины обода – она должна быть на 25% меньшей, чем ширина профиля шины. Пример: для подбора ширины диска под автошину размером 185/60 R14 необходимо перевести значение ширины профиля шины из миллиметров в дюймы. Для этого необходимо 185 разделить на 25,4 (количество миллиметров в одном дюйме). В дюймах это получится – 7,68. От этой величины необходимо отнять 25% и округлить полученное число до стандартного значения. Т.е. формула пересчета будет выглядеть следующим образом: 185/25,4 – 25%=5,46. Таким образом, для автопокрышки размером 185/60 R14 необходимо использовать диск шириной 5,5 дюйма. Допустимое отклонение ширины диска от стандартного составляет 0,5-1 дюйм для дисков с диаметром до 15 дюймов и 1-1,5 дюйма для дисков с диаметром свыше 15 дюймов.
Конечно, лучше всего подобрать диск точно под шину. Использование как слишком узких, так и слишком широких дисков нежелательно, т. к. при этом нарушается проектный профиль шины. Ее боковины или сжаты закраинами обода, или растянуты на нем. Вследствие этого нарушаются ездовые характеристики шины – уменьшается ее боковая жесткость, сопротивление уводу, ухудшается реакция на поворот и т.п. Также изменение размеров и формы пятна контакта шины с дорожным покрытием значительно увеличивает риск аквапланирования, что в дождливую погоду может привести к серьезным последствиям.
Размер «автомобиль-колесо».
PCD.
Как уже упоминалось, необходимо использовать на конкретной модели автомобиля только те диски, значение PCD которых определено заводом-изготовителем транспортного средства. Например, на ступицу автомобиля с PCD 4х98 часто устанавливают диски со значением PCD 4х100. Вроде бы и разница всего лишь в 2 мм должна быть совсем несущественной, однако, в таком случае только один болт (или гайка) из четырех будет затянут полностью. Остальные же отверстия потеряют центровку и крепеж будет или недотянут, или затянут с перекосом, т. к. посадка диска на ступицу будет неполной. А на ходу такое колесо будет сильно вибрировать и, кроме того, затянутые резьбовые элементы будут самопроизвольно откручиваться.
DIA.
Как правило, штатные колеса автомобиля имеют центральное отверстие, точно подогнанное к оси ступицы. На заводах автопроизводителей центрируют колеса именно по этому отверстию – его диаметр называется «посадочным». Но при покупке дисков в магазине часто оказывается, что центральное отверстие диска оказывается несколько больше стандартного. Удивляться этому не стоит – большинство производителей изготавливают диски с центральным отверстием заведомо увеличенного диаметра и комплектуют диск набором переходных колец. Это позволяет устанавливать его на различные модели автомобилей. В таком случае колеса центрируют по значению PCD.
Вылет колеса.
Cуществует три типа вылета колеса – нулевой, положительный (ступица диска выступает наружу относительно серединной оси обода) и отрицательный (ступица диска утоплена внутрь относительно серединной оси обода). Каждая модель автомобиля имеет стандартное значение вылета диска. Этим обеспечивается оптимальная управляемость и устойчивость автомобиля, а также наиболее низкая нагрузка на подшипники ступиц. Немецкие автопроизводители обозначаю вылет как «ET», французские – как «Deport», англоязычные производители – как «Offset». Установка колес с нештатным вылетом диска нежелательна, т. к. уменьшение вылета резко увеличивает нагрузки на подшипники ступиц и подвеску в целом, а увеличение приводит к возникновению нежелательных трений диска об элементы подвески или тормозной системы.
Типоразмеры болтов для крепления колес.
При замене стального штампованного диска на легкосплавный скорее всего придется применять болты увеличенной длины, т. к. легкосплавные диски толще стальных. Кроме того, старые крепежные болты могут вообще не подойти для крепежа нового диска, если у него отверстия предусмотрены под затяжку на сферу, а штатные болты затягиваются на конус, и наоборот.
Примеры маркировки.
6х15 ЕТ35 5х100 D57.1, где:
- 6 – ширина диска в дюймах;
- 15 – диаметр диска в дюймах;
- ЕТ35 – вылет диска в миллиметрах;
- 5х100 – диск имеет пять крепежных отверстий с диаметром окружности центров отверстий 100 мм;
- D57.1 – диск имеет центральное отверстие диаметром 57,1 мм.
5,5 J 14 H2 4х98 ЕТ38 D56.1, где:
- 5,5 – ширина диска в дюймах;
- J – символ, обозначающий тип конструкции бортовых закраин обода (варианты – JJ, JK, K, L);
- 14 – диаметр диска в дюймах;
- Н2 – код типа конструкции хампов – кольцевых выступов, расположенных на посадочной полке обода диска (варианты – AH, FH, H);
- 4х98 – диск имеет четыре крепежных отверстия с диаметром окружности центров отверстий 98 мм;
- ЕТ38 – вылет диска в миллиметрах;
- D56.1 – диск имеет центральное отверстие диаметром 56,1 мм.
Следует помнить, что производители автомобилей тщательно рассчитывают элементы крепления колес, подвески, тормозной системы и др. параметры под определенные типы колесного диска. Поэтому изменение параметров колесного диска автовладелец выполняет только на свой страх и риск. Удачных, а главное, безопасных Вам поездок!